СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

08.11.2022

Речевые игры по дороге домой для детей и их родителей.

 

 

 Можно недокормить, но недоговорить, недоиграть нельзя!

      Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

       Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий, связной речи.

      Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по дороге домой и в детский сад!        Рассмотрим некоторые из них.

Игра «Розовые очки»  (жёлтые, синие, зелёные).

    Давай представим, что мы надели розовые очки и всё вокруг стало розовым. Расскажи, что ты видишь?

 

 «Цепочка слов»

     Предложите ребенку составить «цепочку» слов при этом объясните ему, что последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова. Например: рак – кот – танк – корова – аист …

 

«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 

«Отгадай, что это»

    Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

    Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

 

«Назови меня»

   Цель: упражнять в образовании существительных с помощью различных суффиксов.

 Надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Например, если человек всем помогает, он – помощник.

Человек умеет шутить, он – (шутник).

Эта девочка любит проказы, она – (проказница).

А эта всё время тараторит, она – (тараторка).

Человек очень добрый, назовём его – (добряк).

Человек очень сильный - (силач).Хочу такой сайт

Девочка любит модничать – (модница).

А другая много болтает – (болтунья).

Этот малыш постоянно шалит, он – (шалун).

 «Назови одним словом»

     Цель: Упражнять детей в образовании имён прилагательных путём словосложения.

     Я назову предложение, в котором несколько слов, а ты должен составить из них одно слово. Например, в этом доме шесть этажей, он шестиэтажный.

 

Этому дереву десять лет, оно – десятилетнее.

Цветок любит тепло, он – теплолюбивый.

У новой машины быстрый ход, она – быстроходная.

У слона толстая кожа, он – толстокожий.

Идёт дедушка с седой бородой, он – седобородый.

У моей подруги серые глаза и чёрные волосы, она – сероглазая и черноволосая.

Вот малыш с круглым лицом и красными щеками, он – круглолицый и краснощёкий.

«Да – нет»

      Цель: Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов со значением слова разной эмоциональной окраски.

      Если слово говорит о хорошем – помощник, то надо соглашаться, - да, и я помощница. А если слово говорит о плохом, надо отказываться: лгун – нет, я не лгунья!

Умник - Да, и я умница.

Ворчун - Нет, я не ворчунья.

Мастер – Да, и я мастерица.

Упрямец - Нет, я не упрямица.

Трус – Нет, я не трусиха.

Плясун - Да, и я плясунья.

Озорник - Нет, я не озорница.

Разумник – Да, и я разумница.

Шалун - Нет, я не шалунья.

 

«Какой сок? Какой суп?»

     Цель: Учить детей образовывать относительные прилагательные.

     Как называется сок, если он из абрикосов? апельсинов? груш? яблок? клубники? лимона? моркови? помидоров? слив? вишен? и пр.

     Какой суп, если он из картошки? фасоли? гороха? рыбы? курицы? пшена? свёклы? грибов? овощей? и пр.

«Из чего это сделано?»

   Цель: Учить детей правильно отвечать на вопрос какой по- материалу? а также образовывать относительные прилагательные.

    Какой по материалу кувшин, если он сделан из дерева? (деревянный). А если кувшин сделан из металла? из пластмассы? из стекла? из глины? из фарфора? из хрусталя? из керамики?

    Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? (кожаная). А если из нейлона? соломы? брезента? полиэтилена? бумаги? и пр.

«А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)

     Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает.

А что произошло бы, если бы не стало ни одной машины?.. если бы из крана текла не вода, а апельсиновый сок? если бы не было конфет?..  если бы было все вокруг твоим?... если бы все взрослые превратились в детей, а дети – во взрослых?.. (И т. д., можно придумать различные варианты).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 949 3086251

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».